Авторские Статьи

Что такое хорошо? Что такое плохо?

Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо? —
У меня
секретов нет, —
слушайте, детишки, —
папы этого
ответ
помещаю
в книжке.

Часто мы даем оценку всему, что нас окружает. Каждому человеку, каждому поступку, каждому слову, каждому событию. Мы про себя привыкли говорить: 
«Эти люди хорошие, а эти – плохие», 
«Эти твари, а эти святые», 
«Это прекрасно, а это ужасно», 
«Это благо, а это зло» 
«Этот альтруист, а этот эгоист». 

Мы стали вешать ярлыки абсолютно на всё. Но если взглянуть на это с философской точки зрения , то все эти сравнения, все эти одобрения и осуждения, плохо-хорошо, – всё это на глазах рассыпается как пепел, ибо нет Добра и Зла, нет ни правых, ни виноватых.
У медали есть, как известно, две стороны. У каждого человека, у каждого события, у каждого предмета и поступка есть две стороны, а то и больше. И когда что-то происходит, наш ум дает этому характеристику (со знаком плюс или со знаком минус). То есть вы поняли, что работает здесь именно ум. Все, что невыгодно для человека, все, что приносит ему страдание, он называет «злом». А все, что для него выгодно, начинает расцениваться как «добро».

Давайте вновь обратимся к стихотворению Маяковского:

— Если ветер
крыши рвет,
если
град загрохал, —
каждый знает —
это вот
для прогулок
плохо.
Дождь покапал
и прошел.
Солнце
в целом свете.
Это —
очень хорошо
и большим
и детям.

Давайте разберем этот отрывок. «Если ветер крыши рвет, если град загрохал» – это «плохо». Это «плохо» потому, что приносит неприятности людям. А «Солнце в целом свете» – это хорошо, так как наш ум привык думать, что Солнце приносит радость. Но если подумать, то бывает и такое, что Солнце высушивает Землю, и в результате высыхают водоемы, истощается почва, вымирает растительность, отсутствует урожай, и как следствие погибают люди от голода. Казалось бы, «Солнце – это радость в целом свете и большим и детям». Но как мы выяснили, Солнце тоже может приносить «неприятности». (Опять же «неприятности в кавычках). А на столь любимые мной «дождь, град и ветер» навесили ярлык «плохого», но ведь именно дождь, именно влага, которую он дает, питает почву, дает урожай и пищу. Я ни в коем случае не осуждаю Солнце за то, что оно осушает земли. Солнце это просто Солнце – без него бы мир загнулся, точно также как и без Дождя.

Каждый смотрит на мир со своей колокольни. Это действительно так. Мы привыкли смотреть на мир своими глазами, что само по себе логично. Наши глаза, как хотим так и смотрим. Мы не умеем ставить себя в позицию другого человека, и уж тем более человечества. Отсюда и идут все споры, разногласия, недопонимания, борьба добра с добром.

У каждого из нас есть определенная программа в мозгу, записанная не только социумом, но и многолетним опытом наших предков. По этой программе мы и живем, имея определенные представления о любви, нравственности, совести, достоинстве, о счастье и несчастье, о бедствиях и благости. Из этих представлений создаются определенные правила жизни и поведения. И малейшее отступление от этих правил рассматриваются как нечто деструктивное и нехорошее, неправильное. 
Еще раз обратимся к Маяковскому.

Если
сын
чернее ночи,
грязь лежит
на рожице, —
ясно,
это
плохо очень
для ребячьей кожицы.
Если
мальчик
любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
очень милый,
поступает хорошо.

Грязь на лице не является чем-то плохим, как утверждает Маяковский. Грязь может принести как вред, так и пользу, о чем говорит популярность грязевых ванн, известных своими целебными свойствами. А зубной порошок и мыло – это с одной стороны действительно очищает наше тело, но в то же время мыло и зубной порошок может содержать вредные химикаты? Да, возможно во времена Маяковского мыло и зубной порошок были натуральными. Но в наши дни об этом стоит задуматься.
У медали две стороны, и ничего с этим не поделаешь. А понятия Добра и Зла иллюзорны и относительны.

Многие могут возразить: «Но как же? Есть откровенно плохие вещи, которые никому «добра» не приносят». Например, изнасилование. Как вы думаете, это хорошо или плохо?
Ни то, ни другое. Ни одно событие в жизни не происходит просто так. Изнасилованию обязательно предшествует ПРИЧИНА, кармическая или материальная. О законах кармы мы поговорим в другой раз. С точки зрения причинно-следственной связи, в изнасиловании виновата сама жертва. Либо она в прошлой жизни кого-то изнасиловала, либо в этой жизни ведет себя так, что ей необходимо получить этот опыт насилия, чтобы вынести из этого жизненный урок. Как говорится, НЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ, ДА НЕСЧАСТЬЕ ПОМОГЛО.

И так на любой «негативный» в кавычках опыт необходимо смотреть не с позиции «добра и зла», а с позиции причинно-следственной связи. 
Есть очень хороший пример.
Что делает садовник, убивающий гусеницу?
Добро, — скажут одни, — ибо он защищает сад от вредителя…
Нет, зло, — возразят другие, — потому что лишает живое существо жизни.
Да и «вредителем» гусеница выглядит только в наших глазах, поскольку пытается кушать из того же источника, что и мы… Но так же без гусениц не было бы и бабочек, которые опыляют растения и тем самым поддерживают жизнь на планете.
То же самое.

Если волк убивает зайца и съедает его. Это плохо или хорошо? Для зайца, согласитесь, не очень. А вот волк поел, и для него это принесло благо. Это так называемый естественный отбор. То же самое происходит в мире людей, правда, немного в другом ключе.
В природе никакого объективного добра и зла не существует в принципе. Есть только наше субъективное восприятие, то есть то, как мы относимся к тем или иным явлениям, событиям, поступкам и людям.

Ни в коем случае я не хочу стереть понятия Нравственности и Совести из вашего мировосприятия. Они конечно же существуют и являются проявлением Всевышнего в нашей жизни, так сказать его голосом. Но это немного другая тема, которую мы раскроем в следующий раз.

И в конце свой монолог я хочу завершить стихотворением Бориса Заходера «Подражание восточному»:

— Скажи мне, веточка, где ты росла: В аду или в райском саду? И зачем она мне тебя принесла — На радость иль на беду?
— Ах, там, где она меня сорвала, Там близко от рая до ада: У Древа познанья Добра и Зла Кончается ограда…
— Скажи, добро или зло познают Те, кто любовь познали? Скажи, о чём соловьи поют — О радости или печали?
— Мой милый, тот, кто любовь познает, Познает Добро и Зло, И таких вопросов не задает: Он знает — ему повезло!
Дина П.